Главная \ Гармоничный ритм жизни

Гармоничный ритм жизни

   HiISN8mZRew Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Ритмы в саду

    Суточный ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Это происходит благодаря тому, что день в вальдорфском детском саду построен ритмично, пронизан своеобразным «порядком». Определенные занятия детей и взрослых, свободная игра, трапезы совершаются в определенной последовательности. Ритм дня при этом входит в привычку ребенка и воспринимается им как само собой разумеющийся ход жизни.

    Важным условием при определении ритма дня является целесообразное сочетание тех видов детской деятельности, которые требуют от ребенка концентрации, с теми, в которых ребенок может расслабиться. Употребляя образное сравнение, можно представить ритм дня как живое чередование «вдоха» и «выдоха». Хорошо, когда в ритме дня спокойные занятия сменяются подвижными, групповые виды деятельности — индивидуальными. Особого внимания воспитателя требуют переходные моменты в ритме, соединяющие собой разные по характеру и содержанию части дня.

 

   
ВальдорфНовосибирск_Детский сад_обед    Недельный ритм
связан с необходимостью создания для детей спокойной, знакомой, ожидаемой обстановки каждого дня жизни. Вместе с тем благодаря закономерностям временного характера, определенный день недели имеет свою особенную окраску, характеристику, что также желательно учитывать при организации педагогического процесса в детском саду.

    При определении недельного ритма детской группы необходимо распределить определенные виды деятельности по конкретным дням недели. Так, например, один из дней недели можно посвятить работе е тестом, выпечке хлеба, пирогов, а другой— уборке группы. В определенный день недели может показываться кукольный спектакль. Занятия живописью, лепкой, эвритмией также имеют свое конкретное место в недельном ритме жизни группы.

    Определение воспитателем ритма недели для конкретной группы является, безусловно, творческим процессом.

 

    Основу годичного ритма вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, главные христианские праздники, а также те, что культурно-исторически сложились на данной территории.

    Ритмичность года для ребенка может быть выражена в живом следовании друг за другом повторяющихся из года в год природных эпох. Воспитателям, определяющим ритм года, необходимо учитывать народные праздничные традиции данной территории, пожелания родителей. Вместе с тем, можно опереться на уже имеющийся опыт вальдорфских детских садов, где, как правило, выделяются эпоха ранней осени, находящая свое кульминационное завершение в Празднике Урожая; эпоха поздней осени с ее переживанием темноты и любимым детским Праздником Фонариков; особенное предрождественское время, венчаемое Рождеством и веселое время Святок; неповторимая по своим характерным чертам, настроению и даже по традиционным блюдам Масленица, значимый христианский праздник Пасха и, наконец, большой летний период, внутри которого могут быть выбраны и более конкретные праздничные события.

    Воспитатель определяет эти природные эпохи длительностью в три-четыре недели, наполняет их конкретным содержанием. Каждый такой период включает в себя специфичные виды деятельности воспитателей и детей, свой характерный набор игр, песен, сказок... 

    Отбор конкретного материала для детской деятельности, для переживания является важной творческой задачей для воспитателя. Основой для ее решения является характер проживаемой эпохи.

 

Ритмы в школе

 

   ВальдорфНовосибирск_Живопись Формой организации учебного процесса является преподавание «учебными эпохами» (циклами «погружения»), каждая из которых длится от 1-2-х до 3-4-х недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, а также (частично) математика, русский язык и литература – изучаются концентрированно в виде определенных циклов. При этом занятия происходят интенсивно: ежедневно в рамках сдвоенного урока. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а, наоборот, способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями.  «Эпохальное» преподавание позволяет ребенку «погрузиться» в предмет, а не изучать его фрагментарно.

    Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения – правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия – преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

    В конце учебного года, в мае, предусмотрена «эпоха повторения», в течение которой все предметы распределяются традиционным образом по урочной системе. В этот период происходит внутришкольный контроль качества обучения.

 


    Описанные выше эпохи занимают в учебном расписании школы ежедневно место первых двух уроков. Таким образом,  главный урок – это первый урок каждого учебного дня. Он состоит из первых двух 45(30)-минутных уроков, и на нем изучается один  «главный» на этот момент предмет. Существенной чертой главного урока как особой формы организации учебного процесса является ритмическая смена деятельности детей. Этот урок, как правило, имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть – основная часть – краткий перерыв на активную, двигательную часть – рассказ или эксперимент.

 
ВальдорфНовосибирск_Эвритмия   На ритмической части (логоритмика), играющей важную роль в начальной школе, происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные ритмические упражнения, сопровождая их топаньем, хлопаньем, движениями.      


    На основной части урока изучается, обсуждается и усваивается новый материал по предмету, соответствующему идущей эпохе (дети работают с учебными тетрадями).     

    В конце урока следует рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы. В начальной школе учитель рассказывает детям сказки, легенды и саги (в соответствии с учебной программой каждой классной ступени). Это может быть устная работа учащихся, чтение. В средних и старших классах в это время демонстрируются эксперименты или же детально описываются конкретные исторические события или биологические и географические факты.

    Таким образом, смена деятельности во время главного урока – переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов – избавляет от необходимости делить этот урок на части, так как при таком построении урока не происходит перегрузки детей.

 

 

Что почитать про вальдорфскую педагогику?

 

 

На главную