Главная \ Разностороннее образование

Разностороннее развитие

    Ни одна вальдорфская школа не обходится без предметов художественного цикла, которые осуществляют идею «переживания в обучении». Живопись, лепка, музыка, театр, танец широко представлены в учебном плане. Также большое внимание уделяется и обучению ремеслам: рукоделие, работа с деревом, глиной, металлом, строительство дома и др. Давайте остановимся на некоторых из них подробнее.

 

Живопись

 

акварель 2    Живопись в вальдорфской школе — что же это за предмет? Почему именно ему уделяется так много внимания в учебном плане с первого по одиннадцатый классы?

    Рисование и живопись по возможности пронизывают всю учебную деятельность детей (оформление тетрадей эпохи, выполнение эскизов изделий, театральных декораций и костюмов, стенгазеты и др.).

    Большинство заданий и упражнений связаны с темами, изучаемыми на главном уроке, это дает возможность еще раз прочувствовать и пережить изучаемый материал. А то, что прочувствовано через цвет, форму, линию, оставляет глубокий след в душе, укрепляет память и создает целостное восприятие темы.

    Можно сказать, что постижение объективного мира через зрительное восприятие в чувствах и ощущениях, связанных со стихией красок, и является целью обучения на наших уроках живописи. Занятия рассчитаны на детей с разными способностями, а не только на тех, кто художественно одарен. Не все выпускники выбирают художественные специальности, но развитое и утонченное чувство красивого и гармоничного, образное представление и фантазия, внутренняя подвижность необходимы в любой сфере деятельности.

    Одна из характерных особенностей детей — тесная взаимосвязь душевного и телесного. Очень важно дать детям возможность проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности.

    Темы и техника выполнения работ тесно связаны с возрастными особенностями детей, особенностями конкретного класса, со временем года и Праздниками года.

Нашей первой задачей является знакомство ребенка с цветом.

    Мы основываемся на учении И. В. Гете о цвете. Как известно, Гете впервые обнаружил ту взаимосвязь цветовых впечатлений и душевного состояния людей, которую стали по-настоящему изучать только в наше время. Свое учение о цвете Гете ставил выше всего другого, созданного им.

«Что говорят друг другу красный и желтый? О чем-то веселом: они радуются друг другу. Что говорит красный синему? Нечто мужественное: они сильны и серьезны вместе. А желтый и синий? Они оба имеют тайну, познать которую могут только вместе: это зеленый. Это дарят они миру и этим украшают всю землю. А черный и синий? Они печальны и безмолвны. Черный и красный? Они пылают от ярости. Синий и фиолетовый? Они смиренны, кротки и набожны. Красные тона разговаривают громко, они могут быть даже дерзкими. Синие полны тишины, они всегда скромны. Зеленый надежен, он внушает доверие. Фиолетовый торжественен, желтый всегда радостен и готов на помощь. Черный молчит».

    Мы даем детям только основные, чистые цвета — желтый, красный, синий. Все вторичные, смешанные цвета дети учатся получать сами — сразу на белом листе, без палитры. Наши краски — это акварель, разведенная водой. Вода — родная для нее стихия: сияние, движение, блеск акварели лучше всего проявляются именно в воде.

    У каждого ребенка стоят свои баночки с уже разведенной краской. Мы начинаем с того, что готовим лист, увлажняем его мокрой губкой. Как хорошие хозяева, ожидая прихода гостей, готовят свой дом, так и мы заботимся, чтобы цвет на листе не заскучал. Теперь мы пригласим его — широко, гостеприимно — на все пространство листа. И, если будем внимательны, заметим, как наш гость заполняет наш обычный дом собой, своей атмосферой, своим настроением.

    И ребенок учится погружаться в переживание цвета и переживание души. В свободной цветовой фантазии ребенок упражняет свою душевную силу восприятия, учится сопереживать.

«И фантазия приходит в движение. Сущность цвета выражает себя в каждом пятне. Синий всегда отступает назад, красный всегда рвется вперед, зеленый склонен к покою, а желтый хочет танцевать»

Пинегина Е.Б. и Саковская М.В

 

Музыка

 

девочка с флейтой    Если говорить сегодня о музыке, о музыкальном начале в человеке и его пробуждении посредством музыкальных занятий, то необходимо принять во внимание звуковую картину современного мира: чаще всего это какофония, состоящая из человеческого шума и музыкальных «консервов».

    В этой ситуации целью музыкального образования становится не столько высокая степень овладения музыкальными навыками, сколько проявление и развитие «духовного слуха», имеющегося в каждом ребенке. Речь идет не об образовании как усвоении чего-либо, привносимого извне, а скорее об образовании некоего зерна, которое будет развиваться далее самостоятельно в человеческом существе.

    Музыка сопровождает учеников нашей школы постоянно с 1-го по 11-й классы. И одна из основных задач уроков музыки — развитие навыка слушания.

    В начальной школе, с 1 по 3-й классы, дети живут еще общими, совместными настроениями (в унисон) и, образно говоря, настроением квинты (в музыке — это интервал, который содержит пять ступеней).

    В 1-м классе преподавание ориентируется на основную в этом возрасте способность детей к подражанию, поэтому с начала учебного года учитель поет для детей и вместе с детьми (в унисон) простые пентатонические (пентатоника — пятиступенчатая гамма) мелодии и песни. А во втором полугодии дети учатся играть на пентатонических флейтах.

    Во 2-м классе продолжаем развивать навык игры на флейтах и пение.

    Пение во всех классах — наиболее важный аспект работы: ведь сам человек есть уникальный первичный музыкальный инструмент.

    В 3-м классе делаем новый шаг — дети получают диатонические, т.е. до-мажорные флейты. В этом классе разучивают и поют песни различных народов. Дети осваивают пение 2-хголосым каноном и нотную грамоту.

    В 4-м классе дети продолжают петь и играть по нотам. В связи с началом изучения дробей, приступаем к разговору о длительностях. Первое знакомство с биографиями композиторов.

    В 5 классе важно привить стремление к осознанному и красивому пению. Дети поют по группам на голоса 2,3,4-хголосным каноном. Продолжаем упражнения на до-мажорной флейте, делаем попытки исполнения произведений в ансамбле.

    Знакомим детей с разнообразием и богатством репертуара из классического наследия прошлого, а также жанрами музыки.

    В 6-м классе преподавание все больше направлено на эстетическое формотворчество. Душевная работа над музыкальным произведением обогащается благодаря понятиям мажора и минора.

    Мы разделяем голоса на мужские и женские, знакомимся с тембрами, красками человеческого голоса и инструментов.

    А 7-м классе работаем над формированием музыкального суждения. Ученики знакомятся с биографиями выдающихся композиторов и людей, связанных с мировой музыкальной культурой. Исполнение песен под гитару: в том числе русский романс и песни других стран.

    В 8-м и 9-м классах уделяем большое внимание развитию индивидуальных способностей юношей и девушек. Знакомим с теорией музыки. Начинается изучение истории музыки XIX в.

    В 10-м и 11-м классах изучается история музыки ХХ вв. Происходит дальнейшее развитие исполнительских навыков. Работа в разных музыкальных стилях. Пение.

    Итак, преподавание музыки в вальдорфской школе направлено прежде всего на пробуждение и воспитание человека поющего.

 

Рукоделие

 

Пряжа в высокой корзине   Ручной труд, или рукоделие, — составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Так же как на других уроках в процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.

    Прививая детям навыки ручного труда, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей. Обучение рукоделию направлено также на достижение следующих целей:

  • приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности;
  • развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;
  • овладение практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
  • развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда;
  • развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.

    «Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее». Так писала в начале ХХ века одна из первых учительниц рукоделия г. Штутгардта Г. Гаук.

    Совершенно иное отношение к жизни формируется в человеке, постигшем не только умом, но и руками своими, что предметы, окружающие его в жизни — творение рук человеческих. Через овладение ручными умениями (шитье, прядение, вязание, ткачество и т. д.) в старших классах ребенок приходит к пониманию современных сложных технологических процессов.

    Два принципа лежат в основе преподавания рукоделия: художественность и практичность. Любая вещь (от простой до сложной) в любом классе (и в 1-ом и в 11-ом) должна иметь конкретное практическое применение. Практическое использование является определяющим для формы и цветового решения конкретного изделия.

    В учащихся поощряется стремление к свободному художественному творчеству, а не работа по образцу. Задача учителя — помочь ученикам осуществлять их собственные замыслы; и одновременно (особенно в младших классах) через образное преподавание учитель способствует формированию у учеников заинтересованного, уважительного отношения к самому процессу труда. Значение ручного труда, его влияние на всю последующую жизнь ребенка очень образно отражено в высказывании: «Достаточно понять, что невозможно непосредственно приступить к формированию интеллекта, даже если поставить перед собой такую цель. Необходимо отметить, что люди, не умеющие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же „неловким интеллектом“, лишены гибкости идей и мыслей. В то же время те, кто владеет точными движениями, способны иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей. Только так можно по достоинству оценить важность развития внешних сторон деятельности человека, поскольку именно из всей совокупности его внешних умений и вырос интеллект как целое».

    Исходя из этого, рукоделие в школе преподается как девочкам, так и мальчикам, что, наряду с развитием личных умений, способствует также обогащению представлений учащихся о мире, этапах развития культуры, что в конечном итоге формирует правильное, целостное отношение к жизни.

 

Музыкальные занятия для родителей

Мастерская по рукоделию: как записаться?

 

 

На главную